Home > About CNCP

Patrick Gray:

About CNCP

The CNCP Programme was started with the realization of the Closed Nuclear Cities Partnership between the United Kingdom and the Russian Federation aims to limit the spread of weapons of mass destruction by contributing to international efforts to address threats arising from the nuclear legacy of the former Soviet Union. It reflects the shared concern of all responsible members of the international community to support co-operation projects to address non-proliferation, disarmament, counter-terrorism and nuclear safety issues, which was embodied in the new Global Partnership launched by the G-8 countries at their summit in June 2002.

An important element of the Soviet nuclear legacy are the 10 Closed Nuclear Cities of the Russian Federation, which were created to carry out various stages of the design, manufacture and maintenance of nuclear weapons. Together, the 10 towns are home to a total of 770,000 inhabitants, of whom some 130,000 are employed in nuclear weapons related activities. Many of these are highly skilled scientists and technicians whose expertise could be extremely useful to states seeking to acquire the capacity to develop weapons of mass destruction. In addition, these people are responsible for managing the production, storage and disposal of a massive inventory of sensitive nuclear materials, which could pose a threat to humanity if they fell into the wrong hands.

Thousands of jobs are expected to be lost through restructuring and rationalisation resulting from changes in the defence policy of the Government of the Russian Federation, with many more likely to go in the following decade. It is of the highest importance that these far-reaching changes are carried out in a manner, which presents new opportunities for displaced personnel to use their skills to benefit the Russian economy, whilst minimising the risk of nuclear proliferation. Preventing a deterioration in economic and employment conditions and maintaining morale and loyalty among key scientists and technicians as weapons related activities within the closed nuclear cities are scaled down, are crucial to the future of international security and world peace.

In 2004, the CNCP Programme was extended to Kazakhstan, Ukraine, and Uzbekistan, where it currently works with the Institute of Nuclear Physics of the National Nuclear Centre (Almaty), the Kazakhstan National Nuclear Centre (Kurchatov), the Kharkov Institute of Physics and Technology, and the Institute of Nuclear Physics of the Uzbekistan Academy of Sciences (Tashkent). These institutes were established to carry out various stages of the development, production, and service of nuclear weapons.

In 2007 CNCP Programme activity has spread to Armenia, Belarus and Georgia. The Programme works with the Armenian Scientific Research Institute on nuclear power plants operation ARMATOM Ltd. and A.Alikhanyan National Science Laboratory (Yerevan Institute of Physics) (Yerevan), Joint Institute of Power and Nuclear Research - Sosny (Minsk), Institute of Physics named after E. Andronikashvili and Vekua Sokhumi Institute of Physics and Technology (Tbilisi).

Also, starting 2007 CNCP Programme has expanded geography of its activities in Ukraine. At present the Programme collaborates with a new partners - the Sevastopol National University of Nuclear Energy and Industry (Sevastopol) and Institute of Nuclear Research (Kiev).

The CNCP focuses in particular on funding civil sector activities, development, manufacturing or the provision of services, which employ the skills and resources available in the towns and which can provide the basis for sustainable employment and the promotion of viable enterprises. A major effort is being made to develop opportunities to commercialise such products and services in conjunction with UK and other international partners.

The CNCP aim to promote sustained social and economic development in the closed nuclear cities to provide an environment where the individuals concerned can see a secure future for themselves and their families.

The Programme focuses in particular on funding civil sector activities, development, manufacturing or the provision of services, which employ the skills and resources available in the towns and which can provide the basis for sustainable employment and the promotion of viable enterprises. A major effort is being made to develop opportunities to commercialise such products and services in conjunction with UK and other international partners.

The CNCP is funded by the UK Department of Energy and Climate Change (DECC) and Department of Foreign Affairs and International Trade (Canada).

CNCP employs four instruments to achieve its goals:

  • finance for commercial civil sector projects,
  • training for personnel;
  • assistance in the establishment of commercial links;
  • support for sustainable economic development in the cities and nuclear centers.

  • DECC has entrusted management of the programme to a consortium led by HTSPE Ltd., a UK based consultancy company with extensive experience of programme management and of successfully promoting economic restructuring and transformation in the Russian Federation. HTSPE Ltd. is working in conjunction with AEA Technology and a number of British and Russian consultants to implement the programme. HTSPE Ltd. has established an office in Moscow to assist in the development, implementation and monitoring of CNCP.

    CNCP's objectives:

  • Generate alternative lasting non-weapons related employment for scientists and technicians with proliferation sensitive skills, access and knowledge;
  • Promote sustainable social and economic development in the Closed Nuclear Cities to provide an environment where the individuals concerned can see a secure future for themselves and their families;
  • Assist scientists and technicians in their development of market oriented business skills;
  • Identify and develop opportunities to commercialise Nuclear Cities and Centers products and services in conjunction with UK and other international partners.

  • | Home | About CNCP | Participants | Projects | Partnerships | News | Training | Library | Photogallery | Links | Contacts |

Главная > О Программе

Патрик Грэй:

О Программе

Развитие Программа CNCP началось с реализации Программы партнерства "Атомные города" (ПАГ) между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии. Программа направлена на ограничение распространения оружия массового уничтожения и вносит свой вклад в совместные усилия по уменьшению негативных последствий холодной войны. CNCP отражает общее стремление всех ответственных членов международного сообщества поддерживать совместные программы, направленные на нераспространение ядерного оружия, разоружение, борьбу с терроризмом и ядерную безопасность. Это стремление воплотилось в новом глобальном партнерстве, созданном Большой Восьмеркой (G-8) в ходе встречи на высшем уровне в июне 2002 года.

Значительная часть проблем, возникших из-за гонки вооружения, сосредоточена в 10 закрытых атомных городах. Они были созданы для осуществления различных этапов разработки, производства и обслуживания ядерного оружия. Население этих городов составляет около 770000 жителей, в оборонном секторе занято примерно 130000 человек, многие из них - это высококвалифицированные ученые и специалисты, чьи знания и опыт представляют чрезвычайный интерес для государств, стремящихся к обладанию ядерными оружейными технологиями. Кроме того, этот персонал управляет производством, хранением и утилизацией большого количества ядерных материалов, которые, в случае утраты контроля над ними, могут создать угрозу для человечества.

Ожидается, что после проведения реструктуризации и реформирования, являющихся результатом изменения оборонной политики правительства Российской Федерации, в этих городах будут сокращены тысячи рабочих мест и, вероятно, в течении десяти лет их сокращение ещё усилится. Очень важно предоставить высвобождаемому персоналу новые возможности использования знаний и опыта на благо российской экономики, и при этом снизить риск распространения ядерного оружия. Для поддержания международной безопасности и сохранения мира необходимо предотвратить ухудшение экономической ситуации и рост безработицы, а также поддержать моральный дух и лояльность ведущих ученых и специалистов в период уменьшения оборонных ассигнований в закрытых городах.

В 2004 году в сферу деятельности программы CNCP были включены Казахстан, Украина, Узбекистан. В настоящее время ведется работа с Институтом ядерной физики Национального ядерного центра (г. Алматы), Национальным ядерным центром Казахстана в г. Курчатове, Национальным научным центром "Харьковский физико-технический институт" (г. Харьков), Институтом ядерной физики АН Республики Узбекистан (г. Ташкент). Эти институты были созданы для осуществления различных этапов разработки, производства и обслуживания ядерного оружия.

С 2007 года деятельность программы CNCP распространилась на Армению, Беларусь и Грузию. В этих странах программа работает с Армянским научно-исследовательским институтом по эксплуатации атомных электростанций ЗАО "АРМАТОМ" и Национальной научной лабораторией им. А.Алиханяна (Ереванский физический институт) (г. Ереван), Объединенным институтом энергетических и ядерных исследований "Сосны" (г. Минск), Институтом физики им. Э. Андроникашвили, Сухумским физико-техническим институтом им. академика И. Векуа (г. Тбилиси).

С 2007 года расширилась география деятельности программы CNCP на Украине. В настоящее время ведется работа с Севастопольским национальным университетом ядерной энергии и промышленности (г. Севастополь) и Институтом Ядерных Исследований (г. Киев).

Программа CNCP оказывает содействие в создании новых рабочих мест в гражданском секторе для сокращаемых ученых и специалистов, обладающих знаниями, возможностями доступа к ядерным материалам и навыками, представляющими интерес для тех, кто стремится к обладанию военными технологиями.

Общая цель Программы состоит в содействии устойчивому социальному и экономическому развитию закрытых городов и ядерных центров для создания условий, обеспечивающих стабильное будущее специалистам-ядерщикам - носителям критических знаний и их семьям.

Программа фокусирует свое внимание, в частности, на финансировании таких разработок, производств и услуг в гражданском секторе, в которых используются знания, опыт и ресурсы закрытых городов и ядерных центров и которые могут сформировать основу для создания постоянных рабочих мест и развития жизнеспособных предприятий. Особо поддерживается коммерциализация производств и услуг при совместном участии британских и международных партнеров.

Программа CNCP финансируется Министерством энергетики и изменений климата Великобритании (МЭИК) и Министерством иностранных дел и международной торговли Канады (МИДМТ).

CNCP строит свою работу по четырём основным направлениям деятельности:

  • оказывает грантовую поддержку коммерческим проектам,
  • обучает персонал,
  • способствует установлению коммерческих связей,
  • содействует устойчивому экономическому развитию закрытых городов и ядерных центров.
  • МЭИК поручило управление Программой консорциуму, возглавляемому компанией "HTSPE Ltd.", которая специализируется, в основном, на консалтинге, имеет обширный опыт управления программами и успешного содействия реструктуризации экономики Российской Федерации. Компания "HTSPE Ltd." действует в сотрудничестве с компанией "AEA Technology", а также рядом международных экспертов.

    Цели Партнерства:

  • Создать устойчивые рабочие места в гражданском секторе для высвобождаемых ученых и специалистов, имеющих знания, навыки и доступ к ядерным технологиям и материалам, не менее 55% создаваемых в каждом проекте рабочих мест предназначены для бывших сотрудников ядерного военно-промышленного комплекса.
  • Содействовать устойчивому социальному и экономическому развитию закрытых "атомных" городов и ядерных центров, чтобы создать среду, в которой люди, имеющие отношение к ядерным технологиям, и их семьи смогут достойно жить.
  • Помогать ученым и специалистам в развитии их деловых навыков, ориентированных на рыночную экономику.
  • Находить и развивать возможности коммерциализации продукции и услуг "атомных" центров совместно с Великобританией и другими международными партнерами.
  • | Главная | О Программе | Участники | Проекты | Партнеры | Новости | Обучение | Библиотека | Фотогалерея | Ссылки | Контакты |